Дети усваивают грамматические особенности родного языка независимо от родителей

Канадские ученые провели исследования среди носителей корейского языка для определения зависимости знаний грамматики у детей и их родителей. Полученные данные приводятся в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Одной из основных проблемных сторон в изучении психолингвистики по-прежнему остается постижение процесса, при котором ребенок овладевает грамматикой родного языка. Ученые спорят о том, что оказывает большее влияние на постижение детьми языка: окружение или собственное чувство и опыт.

Корейский язык относится к типу агглютинативных языков с тенденцией к усилению флективности. При агглютинации фразы образуются за счет присоединения к корням суффиксов, каждый из которых обладает своим значением, а не соединяет несколько грамматических показателей, как, к примеру, в окончаниях существительного в русском языке. В окончании »-а» существительного «вода» содержатся данные о роде, числе и падеже слова. В агглютинативных языках для каждого из этих показателей есть свой суффикс. В языках данного типа высказывание может состоять всего из одного слова, которое в понимании носителей, например, русского языка состоит из нескольких слов, соединенных вместе. Нарастающая флективность говорит о существовании различных грамматических форм, на что указывают окончания. Разные падежи формируют иерархию между прямым падежом (субъект) и косвенными (все остальные). Между словами в высказывании появляется зависимость, что влияет на их порядок.

Психолингвисты провели несколько экспериментов. 31 взрослому носителю корейского языка предлагалось записать фразу с отрицанием действия. Было выявлено, что, несмотря на закрепленный порядок слов, при котором глагол располагается в финале предложения, носители располагают его произвольно. В следующем эксперименте схожее задание было предложено 22 корейским детям в возрасте от 4,5 до 5 лет и их родителям. Позиция глагола также была различна, причем вариант ребенка не совпадал с вариантом матери.

На основе полученных данных ученые сделали вывод о том, что в языках с меняющейся грамматической структурой знания ребенка и его родителя не зависят друг от друга и обусловлены только внутренним чувством.